Новости

Дата обновления: 17.05.2024 15:50:03




АО «УЗТРАНСГАЗ» СОВМЕСТНО С АБР И ЕГО МЕЖДУНАРОДНЫМИ КОНСУЛЬТАНТАМИ ЗАПУСКАЕТ МАСШТАБНУЮ ПРОГРАММУ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА КОРПОРАТИВНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

АО «УЗТРАНСГАЗ» СОВМЕСТНО С АБР И ЕГО МЕЖДУНАРОДНЫМИ КОНСУЛЬТАНТАМИ ЗАПУСКАЕТ МАСШТАБНУЮ ПРОГРАММУ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА КОРПОРАТИВНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Интервью пресс-службы АО «Узтрансгаз» с господином Арильдом Дирсетом (Норвегия) международным консультантом по корпоративной трансформации. В августе 2019 года АО «Узтрансгаз» запустил крупномасштабный план корпоративной трансформации и в этом направлении начал работу с консультантом, привлеченным АБР на грантовой основе в продолжение ранее выполненных работ с АО «Узбекнефтегаз».

Интервью пресс-службы АО «Узтрансгаз» с господином Арильдом Дирсетом (Норвегия) международным консультантом по корпоративной трансформации. В августе 2019 года АО «Узтрансгаз» запустил крупномасштабный план корпоративной трансформации и в этом направлении начал работу с консультантом, привлеченным АБР на грантовой основе в продолжение ранее выполненных работ с АО «Узбекнефтегаз».

Наряду с этим,10 июля 2019 года директор постоянного представительства АБР в Узбекистане г-жа Синди Малвичини заявила, что «АБР выражает признательность правительству за еще один важный шаг в его энергетических реформах», ссылаясь на постановление Президента № ПП - 4388 от 9 июля 2019 года «О мерах по стабильному обеспечению экономики и населения энергоресурсами, финансовому оздоровлению и совершенствованию системы управления нефтегазовой отраслью». В постановлении заложена основа для реализации концепции развития газовой отрасли Республики Узбекистан до 2030 года. Она отметила, что «проведена реорганизация АО «Узбекнефтегаз» с образованием трех независимых компаний по добыче, переработке, поставке, эксплуатации и техническому обслуживанию газотранспортных и газораспределительных сетей, а также продажа непрофильных активов соответствует передовой международной практике». Она отметила, что это преобразование приведет национальную газовую отрасль в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности, аудита и управления, что, как ожидается, улучшит ее способность привлекать международных партнеров и привлекать капитал от международных инвесторов для финансирования, расширения и модернизации сети снабжения и транспортировки газа.

Сегодня мы хотим поговорить с господином Дирсетом о работе, проделанной с АО «Узтрансгаз», а также о будущих планах и перспективах развития компании в сравнении с международными газотранспортными компаниями и операторами.

Господин Дирсет! Еще раз добро пожаловать в АО «Узтрансгаз», сегодня мы хотели бы поговорить о перспективах корпоративной трансформации АО «Узтрансгаз».

1. Расскажите, пожалуйста, о корпоративной трансформации газовой отрасли Республики Узбекистан?

Г-н А. Дирсет: В 2018 году правительство Узбекистана обратилось к АБР с просьбой предоставить техническую помощь для разработки плана корпоративного преобразования АО «Узбекнефтегаз» с целью реформирования и реструктуризации его деятельности и бизнеса, а также повышения эффективности его управления и общей эффективности, повышения прозрачности финансовой отчетности, финансовой дисциплины, эффективности и производительности.

Финансовая устойчивость АО «Узбекнефтегаз» имеет решающее значение для энергетического сектора Узбекистана. Причиной этой инициативы стало наблюдение, что ее система корпоративного управления и финансового управления по историческим причинам не была готова к предстоящим вызовам, что вызвало обеспокоенность по поводу способности компании противостоять внешним экономическим рискам, которым могут быть подвергнуты экономика и развитие страны. АБР поддержал инициативу правительства по созданию плана корпоративной трансформации для АО «Узбекнефтегаз», в результате чего рекомендации консультантов были отражены в постановлении Президента Республики Узбекистан № ПП - 4388 от 9 июля 2019 года, которое способствовало разделению трех отдельных компаний: АО «Узбекнефтегаз», АО «Узтрансгаз» и АО «Худудгазтаъминот» от ранее вертикально интегрированного АО «Узбекнефтегаз». После создания этих компаний основной целью и следующим этапом трансформации будет их эффективная деятельность и финансовая стабильность. В связи с вышесказанным, предлагается инициировать процесс преобразования АО «Узтрансгаз». В частности, для усиления деятельности АО «Узтрансгаз» и общего функционирования сектора природного газа в Узбекистане, считается необходимым преобразовать его в так называемого оператора системы передачи (transmission system operator - TSO), как единого оператора газотранспортной системы в соответствии с международными прецедентами. В этой области ведутся определенные работы.

Вместе с введением международных стандартов для финансовых, экономических и технических функций, адаптация его управления и отчетности к стандартам международного TSO будет способствовать корпоративной трансформации АО «Узтрансгаз» в привлекательную международную компанию для партнеров и инвесторов.

2. Какие основные проблемы и пути их решения вы можете определить для газовой отрасли Республики Узбекистан?

Г-н А. Дирсет: Исходя из предварительных результатов анализа, я могу сказать, что газовая отрасль в Узбекистане не растет такими темпами и тем качеством, для которого она имеет потенциал, и, скорее всего, нуждается в реформе, чтобы стать стабильной и движущей силой национальной экономики.

Одной из проблем является низкая внутренняя цена на газ, что стимулирует расточительное потребление газа и ставит под угрозу необходимые инвестиции в новые поставки газа и газотранспортную систему. Это привело к тому, что устаревшая газотранспортная инфраструктура сегодня нуждается в срочной модернизации. В настоящее время при поддержке АБР разрабатывается инвестиционный проект по модернизации газотранспортной системы (ГТС) с соответствующим внедрением общенациональной системы SCADA, что также имеет жизненно важное значение. Более 50% магистральных газопроводов эксплуатируется свыше 30 лет, а также более 45% газоперекачивающих агрегатов имеет моральный и физический износ свыше 100% и не позволяют проводить необходимое техническое обслуживание. Это отрицательно сказывается на обеспечении стабильного и бесперебойного поставки природного газа населению, а также экономике Узбекистана в целом, транзитных и экспортных мощностей. В дополнение к вышесказанному, успешная реализация этого проекта может послужить стимулом для реализации других не менее важных проектов, таких как создание центральноазиатского газового хаба в Узбекистане и/или биржи для реализации природного газа. Если правительство решит и дальше адаптировать структуру и роли заинтересованных сторон сектора природного газа в Узбекистане к тому, что обычно можно увидеть на либерализованном газовом рынке, что, по нашему мнению, будет очень выгодно для страны, то это также может ускорить рост сектора природного газа.

3. Как кардинально улучшить финансовую стабильность АО «Узтрансгаз»?

Г-н А. Дирсет: При содействии АБР и его международных консультантов, а также с учетом международного опыта ведущих зарубежных компаний, нефтегазовая отрасль Узбекистана была разделена на три отдельные компании: АО «Узбекнефтегаз», АО «Узтрансгаз» и АО «Худудгазтаминот». Согласно этому постановлению, АО «Узтрансгаз» выступает в качестве единого оператора природного газа, то есть на него возложены функции по приобретению природного газа у добывающих и перерабатывающих организаций, а также по его транспортировке, хранению и продаже.

В современной рыночной экономике производителю природного газа, как правило, разрешено продавать свой газ. Покупатели газа могут свободно покупать газ у самых конкурентоспособных продавцов. Для трубопроводного газа транспортные средства, связывающие продавцов и покупателей, обычно эксплуатируются независимым TSO, не имеющим коммерческой заинтересованности в транспортируемом газе, а взимающим плату только за предоставленные услуги по передаче. Такая структура рынка газа обеспечивает конкуренцию в сфере производства, импорта и поставок на благо потребителей и производителей, зависящих от газа. Большинство успешных зарубежных газотранспортных организаций (США, Европа) в настоящее время работают в соответствии с этим стандартом, и тенденция заключается в том, что все больше стран внедряют эту бизнес-модель каждый год. Многие из них, ранее также покупали и продавали газ, фактически являясь монополистами в своей сфере деятельности, что препятствовало конкуренции и развитию рынков газа, на которых они действовали.

Наряду с упразднением монополий страны, также обычно создают биржи природного газа, являясь электронными площадками, на которых продавцы и покупатели могут свободно торговать газом на конкурентных условиях стандартизированным образом.

Использование данного мирового опыта повысило бы финансовую устойчивость АО «Узтрансгаз» как оператора передачи (транспортировки) газа и обеспечило бы прозрачный рынок газа для поставщиков и потребителей в интересах экономики Узбекистана.

4. Уважаемый господин Дирсет, расскажите, пожалуйста, о плане корпоративной трансформации в том числе о мерах по консолидации бизнеса, финансов, АО «Узтрансгаз»?

Г-н А. Дирсет: АО «Узтрансгаз» может повысить эффективность и результативность своей деятельности путем выполнения рекомендаций Азиатского банка развития и других международных консультантов, работающих в области реформ и моделей корпоративного бизнеса. АО «Узтрансгаз» находится на пути превращения компании в современную, международную признанную газотранспортную компанию с высоким уровнем прозрачности и основанной на стоимости корпоративной управленческой культуры с главной целью развития газотранспортной системы Республики Узбекистан. и полностью раскрыть существующий потенциал газовой промышленности.

В рамках корпоративного плана по корпоративной трансформации АО «Узтрансгаз» предлагается ряд приоритетных задач, в том числе:

- внедрение современных методов и структур корпоративного управления;

- рациональное распределение полномочий между органами управления;

- внедрение бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита в соответствии с МСФО и МСБУ;

- формирование прозрачной и единой кадровой политики и международных процедур управления персоналом;

- совершенствование технической и коммерческой деятельности компании до стандартов международных TSO;

- совершенствование бизнес-процессов компании с целью повышения их эффективности и предсказуемости;

- повышение инвестиционной привлекательности и прозрачности;

- определение концепций развития и поэтапного внедрения систем SCADA, ERP, Capacity Management и Asset Management;

- разработка и внедрение в производственный цикл процедур и систем закупок, соответствующих лучшим мировым практикам;

- успешная реализация проекта «Gas Master Plan» в сотрудничестве с международной инжиниринговой компанией, основной целью которой является подготовка среднесрочной и долгосрочной стратегии развития газотранспортной инфраструктуры Узбекистана;

- разработка программы по снижению потерь природного газа в транспортной системе и на стыках с производителями и потребителями газа;

- внедрение практики продажи и покупки природного газа посредством биржевой торговли на основе лучшего международного опыта;

- подготовка АО «Узтрансгаз» к инвестиционному рейтингу международных кредитных агентств.

При реализации этих инициатив АО «Узтрансгаз» необходимо создать прочную структуру для офиса управления проектами, которая будет тщательно взаимодействовать с международными консультантами в масштабной трансформации компании с внедрением лучших мировых практик и практик ведущих газотранспортных компаний.

5. В рамках Ташкентского форума «Первый диалог министров энергетики» Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) была высказана идея создания центральноазиатского газового координационного центра (хаба). Что вы можете сказать по этому поводу?

Г-н А. Дирсет: Со стороны АБР было предложено оказания технической помощи в создании этого хаба, направленного на бесперебойные поставки природного газа в страны Центрально-азиатского координационного центра. Подобная политика давно применяется за рубежом. Узбекистан, благодаря своему исторически удобному расположению в самом центре Центральной Азии, является подходящим вариантом для создания хаба. Создание единого газового хаба может:

- использовать удобство и надежность функционирования газотранспортных систем государств Центральной Азии;

- создать единую международную газовую торговую платформу для приобретения и распределения газа между странами Центральной Азии;

- обеспечить бесперебойную подачу газа в страны-участницы газового хаба.

Кроме того, в рамках формирования центрально-азиатского хаба, возможно, было бы целесообразно создать единую газовую торговую платформу (газообмен), основанную на долгом и обширном опыте, например, в континентальной Европе и Великобритании.В

6. В соответствии достигнутым договорённостям в дальнейшем планируется организовать «проектный офис» по внедрению рекомендаций и предложений для трансформации АО «Узтрансгаз» в надежную и финансового устойчивую газотранспортную компанию согласно разработанным дорожным картам реформ.

Успешную реализация реформ в дальнейшим позволит развить компанию в современного, международного – признанного газотранспортного TSO с высоким уровнем прозрачности, основанной на стоимости корпоративной управленческой культуры, главный целью которого будет, является раскрытие существующего потенциала газовой промышленности. 




Возврат к списку

Полезные сайты

Нажмите кнопку ниже, чтобы прослушать выделенный текст Powered by GSpeech